image

В этой небольшой статье есть косвенное упоминание сюжет вилок трилогии, что весьма грустно, если вы не читали произведения, но вы можете на это забить, так как скорее всего не совсем поймете, где я о них упоминаю вскользь.

За свой месячный отпуск я успел прочитать около 6 книг, и так совпало, что до 27 лет я не был знаком с творчеством Азимова. Эту грустную потерю я решил восполнить благодаря советам друга, а также потому, что я люблю научную фантастику, точнее любил когда-то, но после того, как в моей жизни появилось программирование я старался читать в основном нон-фикшн.

Если вкратце, то я люблю sci-fi, но не являюсь откровенным фанатом этого жанра, более того, я не являюсь фанатом ничего. Так сложилось, что многие посредственные фильмы меня вдохновляют, в книгах я нахожу философские идеи, а в нон-фикшене ключ к пониманию работы технологий. Проблема почему я не являюсь фэном продуктов, которые потребляю — моя склонность мечтать и пытаться придумывать и создавать какие-то новые штуки, что вытесняет процессы дотошного разбирательства в лоре “Звездных войн” или сложных схем построения ETF на фондовом рынке, все эти вещи мне интересны, но я рано начинаю думать, как их улучшить, что из этого можно соорудить нового, поэтому научную фантастику я читаю не как человек, фанатеющий от этого жанра, а как возможность прикоснуться к творчеству мечтателей.

image

Возвращаясь к книге — это чудесное произведение, написанное пол века назад взбудоражило мои мозги так, что я будучи вдали от дома, в Торонто, словно в 14 лет читал взахлеб в кровати с выключенным светом на телефоне оригинальную трилогию. За 10 дней запойного чтения я одолел серию и был удивлен, как резко поменялись мои мысли с первой по третью книги. Если честно, то если бы я писал статью только по первой книге — она была бы интереснее, потому что мне все виделось несколько иначе, чем обернулось в развязке.

Сюжет книги повествует о некой цивилизации — Основании, которое основал ученый выдуманной науки психоистории, которая являла собой смесь психологии людских масс и сложнейшего математического аппарата, позволяющего просчитывать будущее поведение государств и даже галактических империй на основании данных взаимодействия множества людей и процессов происходящих внутри исследуемой системы. Он основал крошечный мирок в тени огромной Первой Галактической Империи, которой предсказал крах в течение нескольких сотен лет, опираясь на науку, в которой он был единственным экспертом. Он разработал план, согласно которому Основание сможет возродится во Вторую Галактическую Империю всего через тысячу лет вместо 30 тысяч. 30 тысяч лет варварства и потерянных наук и технологий. Также гений предсказал кризисы, с которыми будет сталкиваться Основание, но предрек то, что они будут всегда преодолеваться, так как внешние условия, в которые он поместил группу ученых, выполняющих несуществующую задачу постоянно будут вынуждать цивилизацию к развитию, и так этой, в начале горстке представителей наук предстояло вырасти в самый могущественный в галактике конгломерат во главе с Терминусом — первоначальной планетой и столицей Основания.

После этого небольшого дисклеймера, который в общем-то не сильно “спойлерит” события книги я думаю уже вырисовываются вещи над которыми интересно поразмыслить даже не читая книгу.

Во-первых, психоистория являет собой не что иное, как машинное обучение на больших данных, направленное на изучение процессов, происходящих в рамках системы с большим количеством людей или объектов, но в данном случае все же людей. Азимов постоянно, разными персонажами из книг доносил одну и ту же мысль, что просчитывать вероятности поведения отдельных индивидумов не поддается анализу, но поведение масс и процессов развития цивилизаций можно предсказать весьма точно, что очень сочетается с анализом данных, как статистическим, так и на основе алгоритмов машинного обучения.

Во-вторых, идея о кризисах и внешних факторах, созданных таким образом, что сама система или цивилизация вынуждена постоянно эволюционировать под их давлением. Хочу сразу подчеркнуть одну мысль, что в работе Азимова все немного сложнее, но не раскрыв сюжет рассказать об этом не получится.

Учитывая, что трилогия писалась с 1942 по 1953 год — идеи очень интересные. Эта книга вышла раньше, чем на орбиту запустили первый искусственный спутник, а там описаны такие интересные технологии. Но футуризм не главное, что поражает воображение, а то как новомодные математические течения того времени легли в основу произведения, и какой это смысл имеет в 2018 году, когда возможно зарождаются похожие течения исследований, связанные с развитием нейронных сетей и накопления большого количество данных о самых разных процессах.

Вторая же идея на мой взгляд хоть и довольно тривиальная, но не менее интересная. Любой человек, любая система, любая компания меняется, эволюционирует, когда существуют процессы извне, которые пытаются угрожать статус-кво системы. Любые кризисы оголяют слабые места и заставляют воображение управленцев работать на максимум своих возможностей, чтобы преодолеть “черного лебедя”(Нассим Талеб так называл непредсказуемые кризисные явления). Система или компания, живущая с постоянным голодом, вынужденная постоянно бороться, сталкиваясь с вызовами имеет все шансы к постоянному развитию, но при условии, что последствия кризисов не фатальны. Любая самая успешная система может вступить в застой, залив жиром глаза на процессы, которые начинают гнить изнутри, что выливается в деградацию, которая может как погубить исследуемые объект, так и развить. В Основании была внешняя программа контроля, корректирующая внешние проблемные точки, способные уничтожить систему тем самым делая развитие управляемым, органичным и быстрым.

А теперь мысль, которая относится ко всей научной фантастике — почему я рекоммендую читать ее? — она подпитывает воображение и способность мечтать.

Я убежден, что в будущем автоматизация и машинный интеллект уберут с шахаматной доски всех, кто не относит свою деятельность к одной из двух: работа руками и творческая деятельность. Ручной труд еще будет долго существовать и робототехническая революция не способна будет захватить все области, в которых задействован профессионал и его отточенное мастерство вкупе со способностью решать тот условный 1% случаев, на которых машина не была запрограммирована, но и это под вопросом конечно.

Творчество — это способность, которой будет лишен машинный интеллект, способность ставить цели и определять свою деятельность самостоятельно, хотя об этом я рассуждаю только из текущей способности вычислительной техники, возможно в определенной комбинации с квантовыми компьютерами дела будет обстоять иначе. Но если использовать точку 2018 года и экстраполировать развитие областей машинного интеллекта, то творческая деятельность задает базу, на которой учится система, что по определению ставит её на вечный шаг позади.

Мысль о sci-fi номер 2 — вдохновение, которое мы получаем от чтения подобной литературы намного сильнее “призывов к развитию” хипстерской редакции Манн Иванов и Фербер, в книгах которых нам пропихивают готовые, упакованные концепции авторов, где уже пережеванные идеи подаются как истина в последней инстанции, что для многих людей является как бы кратким пересказом каких то скучных вещей в легкой и понятной форме, такие же книги предлагают сырой материал, дающий пищу для долгий размышлений во время холодной осени с кружкой ароматного чая.

image